субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория ок. 29,9 тыс. кв. км. Центр - Калуга. Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, в верхнем течении Оки; граничит на западе со Смоленской обл., на севере с Московской, на востоке с Тульской, на юго-востоке с Орловской, на юге с Брянской обл. Реки К. о. относятся к бассейнам Волги и Днепра, из них наиболее крупные Ока, Угра, Протва, Шаня, Ресса, Суходрев, Серена, Жиздра, Болва, Снопоть. На территории области находятся заповедник «Калужские засеки», природный заказник «Таруса» и национальный парк «Угра». Население 1010,93 тыс. чел. (2010); национальный состав: русские - 93,1%, украинцы - 1,6, армяне - 1, белорусы - 0,5, татары - 0,4, азербайджанцы - 0,4% и др.
В древнерус. эпоху Калужский край в этническом отношении был неоднородным. Наряду с автохтонным населением - балтским в его большей части и финно-балтским в сев. районах (бассейн р. Протвы), оставившим памятники мощинской и дьяковской культур,- в кон. I тыс. по Р. Х. здесь появились представители 2 крупных восточнослав. племенных объединений - вятичей и кривичей. Нек-рое время вятичи платили дань хазарам, при кн. Святославе Игоревиче попали в зависимость от киевских князей. Однако сложные географические условия делали эту зависимость слабой. По мнению ряда авторов, окончательное покорение вятичей произошло во 2-й пол. XI в., после походов кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, когда у вятичей появились наместники киевского князя. В XII в. по территории Калужского края, по всей видимости, проходила граница Черниговского, Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, большая часть региона оказалась в составе черниговских владений. В XIII в. на территории совр. К. о. находилось неск. мелких княжеств: Козельское, Мосальское, Воротынское, Тарусское, Мезецкое (Мещовское) и др. Во время монг. нашествия упорное сопротивление войскам Батыя оказали жители Козельска. Согласно летописям, осада города продолжалась 7 недель. С трудом захватив город и понеся большие потери, монголы перебили всех оставшихся в живых жителей, город разрушили до основания и назвали «злым городом». Археологическими данными совпадение территорий совр. и летописного Козельска не подтверждено.
В XIV-XVI вв. К. о. находилась под властью Московского великого княжества и Литовского великого княжества. Граница проходила по Оке и Угре. Южнее была «засечная черта» - система укреплений против набегов крымских татар. В этот период мн. населенные пункты Калужского края стали крупными оборонительными центрами. С противоборством Московского княжества и Литвы связано 1-е упоминание о Калуге в 1371 г. в грамоте Литовского вел. кн. Ольгерда. В 1480 г. на берегах Оки и Угры произошло «стояние на Угре», положившее конец монголо-татар. игу на Руси.
В Смутное время Калуга стала одним из центров восстания И. И. Болотникова. С дек. 1606 по май 1607 г. продолжалась осада царскими войсками калужской крепости, занятой восставшими. С помощью подкопа восставшим удалось взорвать осадные сооружения и после поражения царских войск на р. Пчельне (ныне Пельна) снять осаду. Из Калуги Болотников направился в Тулу. Весной 1610 г. небольшой отряд под рук. кн. М. К. Волконского, обороняя Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, оказал ожесточенное сопротивление отрядам Лжедмитрия II. После измены воевод Я. Змиева и А. Челищева монастырь был захвачен, гарнизон и укрывавшиеся там жители перебиты. В дек. 1610 г. касимовский кн. П. Урусов убил близ Калуги Лжедмитрия II. В 1610-1618 гг. Калужский край неоднократно подвергался разорению польско-литов. отрядами Я. Сапеги, А. Лисовского, С. Чаплинского и П. Опалинского, казаками гетмана П. К. Сагайдачного.
При делении России на губернии в 1708 г. калужские земли вошли в состав Московской, Смоленской и Киевской губерний. В 1719 г. при новом губ. делении Калуга стала центром провинции, в которую вошли Медынский у. и города Одоев, Воротынск, Мещовск, Перемышль, Мосальск, Козельск, Серпейск и Лихвин. С эпохой имп. Екатерины II Алексеевны связаны большие перемены в жизни Калужского края. Калуга была перестроена по генеральному плану, уездные города получили гербы. Императрица посетила Калугу в 1775 г. 24 авг. 1776 г. последовал указ Екатерины II об образовании Калужского наместничества в составе 12 уездов; торжественное открытие наместничества состоялось 15 янв. 1777 г. На основании указа имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губ. в составе 9 уездов: Боровского, Жиздринского, Калужского, Козельского, Медынского, Мещовского, Мосальского, Перемышльского, Тарусского. В 1802 г. были восстановлены упраздненные в 1797 г. Лихвинский и Малоярославецкий уезды. В этих границах губерния сохранялась до 1920 г.
Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск.
В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии.
В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г.
5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов.
В 2012 г. в К. о. насчитывалось 218 религ. орг-ций, из них 167 общин РПЦ, 2 старообрядческие общины, 5 общин Истинно православной церкви, 4 общины Российской православной кафолической церкви, 2 общины Римско-католической Церкви, 33 протестант. орг-ции, 2 мусульм. и 3 иудейские общины.
Русская Православная Церковь. Вследствие сложных географических условий и слабости власти киевских князей на калужских землях языческие традиции среди вятичей сохранялись продолжительное время. В курганных могильниках обряд трупосожжения прослеживается до рубежа XI и XII вв., сохранение этого обряда у вятичей отмечено в «Повести временных лет».
Христианство на Калужской земле распространялось с XII в. Между 1113 и 1123 гг. здесь проповедовал сщмч. Кукша, убитый язычниками недалеко от Серенска (ныне деревня Мещовского р-на). В XIII-XV вв., когда переселенцы из разоренной монголами Киевской Руси заселили мн. города вятичей, Православие укоренилось на Калужской земле. В XV-XVI вв. здесь появились многочисленные иноческие обители, из к-рых крупнейшим стал Пафнутиев Боровский мон-рь, созданный прп. Пафнутием в 1444 г. В XIX в. одним из наиболее влиятельных духовных центров в России была основанная, по преданию, в XV в. Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. В XVI в. Русской Церковью в лике святых были прославлены угодники Божии, просиявшие в Калужском крае, преподобные Пафнутий Боровский и Тихон Медынский, блж. Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый. Крупнейшим событием XVII в. являлся раскол Русской Церкви, к-рый оказал огромное влияние на жизнь региона, ставшего одним из центров старообрядчества. В 1748 г. в доме помещика В. К. Хитрово в с. Тинькове недалеко от Калуги была обретена Калужская икона Божией Матери.
Самостоятельная Калужская и Боровская епархия была открыта в 1799 г., она включала 692 церкви, 4 муж. мон-ря (Пафнутиев Боровский, калужский Лаврентиев, Покровский Добрый и Лютиков Троицкий), женскую обитель (калужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь) и 3 заштатных монастыря (Оптина пуст., Тихонова пуст., мещовский во имя вмч. Георгия мон-рь). XIX век стал эпохой расцвета старчества в калужских монастырях, прежде всего в Оптиной пуст.
В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война. В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь, а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст.
Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров, дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин), который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)
Нач. XIX в. ознаменовалось 2 важными изменениями в религ. жизни губернии. В 1800 г. в Калуге появились единоверческие приходы (см. Единоверие). Снисходительное отношение к старообрядцам имп. Александра I Павловича позволило им построить множество часовен и переделать под церковь кладбищенскую часовню в Боровске (1817). Укрепились старообрядческие общины в Сухиничах и Полотняном Заводе. Недостатка в беглых священниках не было - только за время правления имп. Александра I к «старой вере» присоединились 52 калужских клирика. В лесах Жиздринского у. жили монахи-старообрядцы. Несмотря на жалобы благочинного, в Боровске старообрядческие богослужения проводились открыто, что объяснялось зависимостью властей от местного купечества, почти полностью старообрядческого. В правление имп. Николая I Павловича преследование старообрядцев усилилось, нек-рое время они были вынуждены ездить для молитвы в Тулу.
Появление Белокриницкой иерархии коренным образом изменило жизнь старообрядчества. Первой общиной в Калужской губ., где появились священники этой иерархии, стала община в дер. Таракановке Медынского у. Нек-рые старообрядцы ставили под сомнение истинность «австрийского» священства, однако вскоре Белокриницкая иерархия широко распространилась в Калужской губ., чему способствовала близость Москвы, где находился еп. Антоний (Шутов), активно рукополагавший священников «старой веры». В 1880 г. была создана Калужская епархия Белокриницкой иерархии, первым кафедру возглавил Феодосий (Баженов; 1880-1885) с титулом «епископ Боровский и Калужский», его преемник еп. Иона (Александров; 1898-1912) уже титуловался как «епископ Калужский и Смоленский». Последним старообрядческим епископом Калужским и Смоленским был Сава (Ананьев; 1922-1945). В Боровске и дер. Дворец (ныне с. Дворцы Дзержинского р-на) жили также приверженцы лужковского согласия.
В нач. ХХ в. в Боровске старообрядцами были городской голова, члены городской управы, владельцы школ, банков, богаделен, торговых и промышленных заведений. Из жителей города 70% были старообрядцами. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Боровске был построен Покровский кафедральный собор. Старообрядческий Калужский епископ являлся «окружником» (см. «Окружное послание»), при этом в Боровске находился епископ-«неокружник» Тарасий. В 1907-1911 гг. в с. Поречье Малоярославецкого у. на средства братьев-фабрикантов Василия, Федора, Кирилла и Викулы Сергеевых построен каменный храм во имя свт. Николая, освященный старообрядческим Калужским и Смоленским еп. Ионой.
В наст. время старообрядческие общины имеются в Калуге, Боровске, в Малоярославецком р-не, в с. Волое и дер. Гавриловке Кировского р-на. В Боровске действует Покровский древлеправославный мон-рь. Общины в Калуге и Боровске принадлежат к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). Существуют также неск. групп беспоповцев в Кировском р-не.
Истинно православные христиане и бывш. общины РПЦЗ на территории К. о. В 90-х гг. XX в. в Калуге и Тарусе имелись общины Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), было открыто братство прп. Иова Почаевского. Все эти орг-ции к нач. 2000-х гг. распались, частично их паства составила Калужскую епархию Истинно православной церкви Рафаила (5 общины) и Калужско-Обнинскую епархию Российской православной кафолической церкви (4 общины). Бывш. староста калужского прихода РПЦЗ Андрей Сиднев в 1997 г. организовал в Калуге незарегистрированную «катакомбную» общину одной из греч. старостильных юрисдикций. В 2012 г. в Калуге был построен Свято-Филаретовский храм в юрисдикции «Архиерейского синода» одной из ветвей РПЦЗ под рук. «архиепископа» Владимира Целищева. Незарегистрированная группа, насчитывающая неск. десятков человек, имеет в Калуге также домовую часовню в честь Иверской Мироточивой иконы Божией Матери.
Римско-католическая Церковь. Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. на территерии совр. К. о. появились ссыльные поляки, среди к-рых были и духовные лица. В 1768 г. в Калугу был сослан Краковский епископ «с товарищи», они пробыли здесь до 1772 г. В 1869 г. в Калуге открылась католич. часовня в частном доме на Дворянской ул. (ныне ул. Суворова) и был создан приход во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1880 г. католич. община купила дом в Куковом пер. (ныне ул. Первомайская, 6), перестроенный позднее под церковь. Главной святыней прихода являлся список Ченстоховской иконы Божией Матери, почитаемый как чудотворный. В общине состояли до 1,5 тыс. чел. гражданских лиц, ок. 700 военных. Храм был закрыт в сер. 30-х гг. ХХ в. Возрождение римско-католической общины в Калуге началось в 90-х гг. XX в., с 1993 г. община состоит в ведении ордена францисканцев. С 1996 г. действует небольшой храм во имя вмч. Георгия и Франциска Ассизского. В 2006 г. был образован Свято-Климентовский католич. приход визант. обряда в Обнинске; этот приход не имеет постояного помещения, его члены собираются в квартирах.
Протестантские церкви, деноминации. В 1863 г. в Калуге, в Черновском пер. (ныне ул. Вилонова), была построена небольшая лютеран. церковь. Община состояла почти из 100 чел., в основном немцев. С 90-х гг. XX в. в г. Балабанове действует община Евангелическо-лютеранской церкви.
В XIX в. в Козельском у. были отмечены общины молокан, в Калуге - группы отделившихся от молокан «воздыханцев». В 80-90-х гг. XIX в. в Тарусском, Козельском, Мещовском и др. уездах жили хлысты и скопцы. С нач. 90-х гг. XX в. в пос. Воротынск Бабынинского р-на действует община молокан, в 2007 г. она снята с регистрации как религ. организация и перешла на положение религ. группы. Часть общины составляют молокане, приехавшие из Азербайджана.
В кон. XIX - нач. ХХ в. в губернии распространился штундизм, трансформировавшийся в баптизм (см. ст. Баптисты). В Калуге, Обнинске, Малоярославце, Балабанове и Сосенском зарегистрировано 7 организаций евангельских христиан-баптистов. В 2007 г. калужская община Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) отметила 90-летие.
Инициативники (Совет церквей ЕХБ) имеют незарегистрированные общины в городах Калуга, Медынь и Балабаново.
16 зарегистрированных объединений христиан веры евангельской (пятидесятников) входят в 3 основные организационные структуры. Старейшая в К. о. орг-ция пятидесятников, действующая с нач. 70-х гг. XX в., находится в Малоярославце - Объединенная церковь христиан веры евангельской (пятидесятников); в этом городе большую часть жизни прожил начальствующий епископ по России, странам СНГ и Балтии И. П. Федотов (1929-2011). Две др. организации появились в области после 1991 г. и входят в Российскую церковь христиан веры евангельской (церковь «Благодать») и в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (церковь «Слово жизни»). В К. о. зарегистрирован Малоярославецкий миссионерский центр христиан веры евангельской (ХВЕ).
В Калуге и Обнинске отмечена деятельность ряда протестантских групп, близких к ХВЕ: «Часовня на Голгофе», «Дом горшечника», «Краеугольный камень».
Объединения адвентистов седьмого дня зарегистрированы в Калуге, Обнинске, Людинове и Кременках. Они поддерживают контакты с Заокской духовной академией (Тульская обл.).
В К. о. зарегистрированы 2 общины христиан полного Евангелия.
Новоапостольская церковь имеет 2 зарегистрированных общины в Калуге и Обнинске.
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) действует в Калуге продолжительное время, привлекаются миссионеры из США.
Свидетели Иеговы имеют на территории К. о. одну зарегистрированную орг-цию, но общины существуют во мн. населенных пунктах, ведется активная деятельность.
Ислам. С кон. XVIII в. большое число мусульман попадает в Калужскую губ. в качестве ссыльных или военнопленных. Среди них были и крупные политические деятели, такие как последний крымский хан Шагин-Гирей, султан Букеевской Орды Аригази-Абдул-Азиз (Арунгиз Абдулгазиев), имам Дагестана и Чечни Шамиль, хивинские сановники диван-беги Магомед-Мурад и есаул-баши Рахметулла. Со 2-й пол. 50-х гг. XIX в. в губернии (преимущественно в уездных городах) под надзором полиции проживали ссыльные горцы Кавказа, их численность в нач. ХХ в. составляла ок. 100 чел. Важной страницей в истории Калужского края стала высылка сюда в 1912 г. влиятельных суфийских шейхов (см. Суфизм) Баматгирея-хаджи Митаева, Батал-хаджи Белхороева, Сугаипа-муллы Гойсумова, Чимирза-хаджи Хамирзаева и др. Их последователи и потомки до сих пор живут на Сев.-Вост. Кавказе, в их среде бытуют предания о пребывании шейхов в Калуге. Постоянно проживавших в губернии мусульман в кон. XIX в. насчитывалось ок. 170 чел., в основном это были татары.
В наст. время шиитское направление ислама (см. Шииты) в К. о. исповедуют азербайджанцы, имеющие зарегистрированные национально-культурные объединения и неофиц. религиозных лидеров. Суннитское направление (см. ст. Сунна) представлено как ханафитами (татары, выходцы из Ср. Азии), так и шафиитами (уроженцы Дагестана, чеченцы, ингуши). Есть информация о существовании групп последователей суфизма.
В 2001 г. в Калуге была зарегистрирована мусульм. орг-ция «Сунна», входящая в Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). Она объединяет часть мусульман Сев. Кавказа, рус. мусульман и нек-рых татар, проживающих в обл. центре. Построен молельный дом. В 2010 г. прошла регистрацию мусульм. община Малоярославца. Ее руководитель назначен офиц. представителем ДУМЕР по К. о. Община принадлежит к ханафитскому мазхабу, к ней тяготеет религ. группа мусульман Обнинска. Малоярославецкая община объединяет преимущественно татар и уроженцев Ср. Азии (в т. ч. трудовых мигрантов), есть молельный дом.
Иудаизм. Численность религ. евреев в Калуге в 1912 г. оценивалась современниками в 150 чел., традиционно много (до 200 чел.) иудеев было среди нижних чинов Калужского гарнизона. Существовала наемная молельная, но она вмещала ок. 70 чел., во время праздников снималось дополнительное помещение. В 1913 г. на Масленниковской ул. (ныне ул. Дзержинского) была открыта синагога, построенная на участке, подаренном общине калужским купцом А. С. Лазаревичем. В советское время синагога была закрыта. В 1999 г. была зарегистрирована Калужская евр. община в ведении Федерации еврейских общин России (ФЕОР). В 2002 г. при ней начала работу благотворительная орг-ция «Хэсэд-Даага», имеется детская воскресная школа. В 2009 г. зарегистрирована Калужская евр. объединенная община «Гатхала» Конгресса евр. религ. общин и орг-ций России, куда вошла часть бывш. членов прекратившего существование в 2010 г. Об-ва современного (прогрессивного) иудаизма Калуги. Обе орг-ции претендуют на здание бывш. синагоги, где сейчас располагается Калужское обл. уч-ще культуры и искусств. Иудейская община в составе ФЕОР действует в Обнинске.
Буддизм. Со 2-й пол. 2000-х гг. в Ферзиковском р-не имеется незарегистрированная группа буддистов, состоящая в основном из приезжих, многие из к-рых постоянно проживают за пределами К. о.
Новые религиозные движения. Важную роль в религ. жизни К. о. играет «Союз славянских общин славянской родной веры». Основанный в 1997 г., он объединяет более 10 орг-ций в России и в ближнем зарубежье; бывший руководитель «Союза...» - глава калужской общины В. С. Казаков, автор религ. учения. В сообществе разработаны цикл праздников и система обрядов, имеются зимние и летние капища. В Калуге более 10 лет действует центр дианетики и сайентологии. В регионе проживает небольшое число последователей «Фалунь-Дафа», «Сахаджа-Йога», «Нью-Эйдж», «Радастея», Бахаи религии, существуют община Шри Чин Моя, теософские об-ва «Гелиос» и «Урания», т. н. Богородичный центр (незарегистрированная группа в Обнинске). В 2010-2011 гг. активно действовало новое религ. сообщество, зарегистрированное как частная компания «Центр «Рожана»» и создавшее поселение в Малоярославецком р-не; его лидер в 2012 г. был осужден за покушение на убийство. В 90-х гг. XX в. в К. о. получило распространение «Белое братство», к нач. 2000-х гг. его активность угасла.
Движение «анастасийцев» зарегистрировано в области как некоммерческое партнерство «Ковчег» (с 2003 г., с. Ильинское Малоярославецкого р-на), в 2006 г. им же зарегистрировано некоммерческое партнерство «Светлодар». В 2005-2010 гг. возникли «экологические поселения» последователей движения в Малоярославецком и Дзержинском р-нах, в стадии создания подобные поселения в Козельском и Кировском р-нах. Вслед. аморфности философско-религ. основы движения в таких поселениях объединяются люди с разным мировоззрением - от близких к язычеству до близких к христианству.